Гештальт-терапия

Гештальт-терапия является универсальным подходом в силу того, что в ее основе лежит универсальный принцип контакта организма с окружающей средой. У гештальт-терапии есть наиболее проработанная из всех терапевтических подходов философская база, что позволяет гибко применять ее в различных областях, сохраняя базовые принципы (Д. Хломов, 2000).

Это одно из самых влиятельных направлений современной психологии. Его создатель – германско-американский психолог Ф. Перлз. Гештальт-терапия подчеркивает необходимость осознания настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Возникновение и удовлетворение потребностей Перлз рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности – это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я» — концепции, создаваемой для него другими людьми – прежде всего близкими – и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным из вне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Кроме этого, если человек находится в ситуации незавершенных гештальтов – незаконченных, неотреагированных проблем, это заставляет его не жить здесь-и-сейчас, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное – это осознание того, что и как происходит, а не поиск причин происходящего. Основное препятствие на пути личностного роста – незавершенность, неотреагированность ситуаций прошлого, а так же – боязнь пустоты, возникающей, когда человек лишается привычных поведенческих клише и игр (ролей), где он притворяется таким, каким хотел бы быть. Эта пустота означается как тупик; его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если он способен поддерживать сознание в пустоте, это приводит к «внутреннему взрыву», переживаемому как страх смерти или смерть. А затем к – внешнему взрыву – вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование ранее сдерживаемого, отвлекавшего на себя часть энергии и возможность жить в настоящем.