Профессия и Я, есть ли конфликт.

Для того, что бы человек чувствовал себя счастливым необходимо много составляющих, одна из них это профессиональная самореализация, успех в карьере, нахождение занятия по душе. Работа играет значительную роль в нашей жизни. Многие люди в трудовой атмосфере проводят больше времени, чем дома. Именно поэтому нам так важно заниматься тем делом, которое приносит удовлетворение. Мы ищем смысл в своей деятельности, нам важно полноценно реализовать себя в рамках того дела, которым мы занимается. И порой наша профессия оказывает значительное влияние и на наш образ и стиль жизни.

Именно поэтому так важно определиться с рядом вопросов. А именно, куда пойти учиться после школы? Какую профессию выбрать? Насколько я буду успешен в этой профессии? Смогу ли себя полноценно реализовать? И много другое. И для того, чтобы определиться в этой непростой ситуации, человеку нужно соотнести свои потребности, мечты, интересы с собственными возможностями. На сколько я подготовлен к данного рода деятельности, есть ли у меня способности, на сколько моя нервная система, мой характер, темперамент отвечают требованиям к этой профессии.

 

К сожалению, очень часто такого рода внутренний анализ не проводится. Как правило, решение о том, куда пойти учиться и какую профессию выбрать, делается за нас или не вполне осознанно и взвешенно. Большое влияние оказывают родители, родственники, друзья, или территориальный признак. Многие молодые люди выбирают учебное заведение не далеко от дома, не задумываясь, над той профессией, которую они выбрали. Впоследствии, человек занимается не тем делом, которым ему хочется или хотелось бы заниматься. В процессе работы человек может отмечать несовпадение представлений о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностях, то есть противоречия между «Я-реальным» и «Я-возможным». Противоречия могут быть между профессиональными возможностями и собственным внутренним потенциалом. Вашими способностями и социальными ограничениями, которые могут обуславливаться возрастом, полом, внешностью или этнической принадлежностью. Так же противоречие может быть между необходимостью профессиональной мобильности, например, частые командировки, и отчетливо выраженной возрастной ригидностью, т.е. трудности перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Человек может сильно хотеть профессионального роста, успеха, материального благополучия и вместе с тем сталкиваться со своими ценностными ориентациями, которые могут противоречить той деятельности, которой приходится заниматься. Противоречие может быть между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию. Возможно несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня вашей профессиональной компетентности, которое и порождает внутриличностный конфликт между пониманием того, что необходимо повышать квалификацию и недостаточной профессиональной активностью.

На этой почве, может зарождаться внутриличностный конфликт, который опасен тем, что плохо осознается. Как правило, он проявляется, в повышенной тревожности, подавленном настроении, повышенной раздражительности. Вы можете чувствовать постоянную, не проходящую усталость, настроение в этот момент может быть неустойчивым. Человек испытывает трудности в социальной жизни. То есть слабость и быстрая истощаемость приводит к малой эффективности и успешности деятельности, что на фоне повышенной чувствительности переживается очень тяжело. Такой человек может стать мнительным, подозрительным ему может казаться, что окружающие следят за ним, или смеются над ним. В таком состоянии, человек может стать настоящим тираном в семье. Так как на чужих людей, на работе, например, он побаивается выплескивать свое раздражение и обиды, пытается, сдерживаться, а дома, в кругу семьи и близких, обиды и уколы самолюбия которые были накоплены за день, могут прорваться и в полном объеме вылиться наружу. Впрочем, эмоциональные взрывы быстро иссякают и кончаются слезами и раскаянием.

 

Преодоление таких внутриличностных конфликтов возможно путем разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создание оптимистической профессиональной перспективы, определение новых смыслов профессиональной деятельности, согласования амбивалентных установок и отношений, снижение уровня притязаний, постоянного повышения своей квалификации, предвидения возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профессии и много другое.

 

Человек, осознающий, чего он хочет, понимающий свои цели, жизненные планы, идеалы, свои личностные и физические свойства, знающий свои возможности, склонности. Человек, который понимает, что ждет от него коллектив и общество, живет счастливой профессиональной жизнью. Это называется профессиональное самоопределение, когда человек, вырабатывает некую собственную позицию в ситуации, которая характеризуется неопределенностью. Это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации.

 

 

Материал подготовлен с использованием книги Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовника, «Профориентология».